ВИДЕОАРТ

  (англ. video art) - направление в изобразительном искусстве последней трети XX века, использующее возможности видеотехники. В отличие от телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видеоарт применяет проекционное оборудование, видеокамеры и мониторы в уникальных хэппенингах.

Самым значительным основоположником направления считается американец корейского происхождения Нам Юнь Пайк, который происходил из Сеула, изучал искусство, в том числе историю музыки, в Токийском университете (с 1953 года), после этого переехал в ФРГ и продолжил свое образование в Мюнхенском университете. В конце 1950-х годов работал в студии электронной музыки в Кельне, где познакомился с Дж. Кейджем, глубокую эстетику которого впитал в свое художественное сознание. Скорее всего, по этой причине искусство видеоарта неразрывно связано своими эстетическими корнями с электронной музыкой и использует некоторые ее компоненты.

Персональная выставка Пайка в Вуппертале (1963) считается первой значительной вехой видеоарта, окончательно превратившего телевидение, а затем и видеозапись из средств фиксации и передачи изображения в самостоятельную, а не прикладную сферу творческих экспериментов.

В 1964 году, переселившись в Нью-Йорк, Пайк устраивает ряд сенсационных перформансов в сотрудничестве с виолончелисткой Ш. Мурман (например, на одной из таких постановок Мурман играла в экстравагантном наряде, изюминкой которого был бюстгальтер с вмонтированными в него маленькими мониторами).

Пайк писал, что подобно тому, как техника коллажа (модная в то время) сменяет живопись, так катодная трубка заменит холст, а паяльник - кисть. Благодаря актуальным художникам искусству удалось проникнуть в новые сферы и создать не только видеоискусство, но и мультимедийные театр и Интернет.

Телевидение предоставило художникам новые возможности свести свои произведения к выражению личной концепции. Жизнь артиста всегда была нелегкой, и в США были созданы настоящие видео-гетто: на общественные телеканалы художников не допускали даже для работы, хотя они туда особенно и не рвались. Совсем другая ситуация происходила в 1990-е годы в России, когда и у российских художников появилась возможность свободно использовать видеотехнику. Многие видео-художники в 1994-1995 году ушли на телевидение и после такого "исхода" творчески скончались.

Три направления видеоарта

Еще сравнительно молодое искусство видеоарта до сих пор являет собой интересную художественную лабораторию. Поиск и рождение новых идей, форм, методов и языка продолжается с не меньшей интенсивностью, чем почти 40 лет назад в пору зарождения жанра.

Первым инструментом видео-художников был паяльник: их эксперименты были основаны на примитивных способах искажения изображения на телеэкране - от мощных магнитов, отклоняющих электронные лучи, до искусственных эфирных помех. Позднее в их арсенале появилось другое мощное средство для самовыражения - видеокамера, с которой во многом связано условное деление видеоискусства на три направления: документальное, визуальное и концептуальное.

В основе документального направления лежит видеосъемка не инсценированного события. Творчество художника этого направления заключается в способе подачи снятого материала и в аудиовизуальной аранжировке.

Визуальное направление имеет авангардно-живописную основу. Объект творчества – искусственно синтезированное изображение и его динамика. Это направление скорее можно назвать видео-дизайном.

Концептуальное – наиболее эклектичное направление, оно использует любые средства телевизионной выразительности.

Несмотря на то, что эти три направления возникли в самом начале эпохи видеоарта, они существуют и по сей день. Естественно, что такое деление более чем условно и самим художникам нет до него никакого дела, поэтому эта классификация живет отдельной от них жизнью.

Видеоарт сегодня

Видеоарт по-прежнему остается некой художественной лабораторией в андеграунде, открытой для всех желающих поэкспериментировать. В нее приходят смелые художники со своими идеями, мыслями и философией. Купить портативную цифровую видеокамеру и начать делать собственное видео сейчас может практически любой простой смертный. Именно такая открытость и доступность позволяет жить этому искусству независимо, принимая в свои ряды всех желающих.

Зародившись именно таким образом за рубежом, это искусство достигло своего расцвета в наши дни. Эксперименты, которые проводили художники 1960-х годов, активно применяются в наши дни

Видеоарт - искусство синтетическое: визуальный перформанс любой эстетической направленности с пространством для его вольной интерпретации. Что означает: вы смотрите чей-то поток сознания,- оформленный в виде движущихся картинок, и понимаете его, как хотите.

Здесь речь пойдет не о видеоарте, а о его родном брате - виджеинге, который с некоторыми трансформациями перешел в нынешний XXI век, оставив за бортом более сложный для восприятия видеоарт.

Виджей (по аналогии с диджеем) – человек, создающий видеомиксы путем монтажа коротких видеофрагментов в реальном времени. Этот человек должен хорошо чувствовать музыку, обладать художественным вкусом и при этом уметь представлять звучащую музыку в виде визуальных образов. Поэтому иногда виджеев называют "визуалайзерами".

Материалом для создания видеомиксов сегодня служат видеосэмплы, скачанные в Сети или сделанные виджеем самостоятельно. Чаще всего "под нож" виджея попадают оцифрованные документальные фильмы или «другое» кино. Все эти произведения кино- или видеоискусства мелко нарезаются и смешиваются в большой винегрет, демонстрируемый клубной публике как самостоятельное произведение.

Еще одним средством для создания видеосэмплов или небольшого фильма может стать специальное мультимедийное оборудование, которое позволяет генерировать графические объекты, например, различные геометрические фигуры второго порядка. Изменяя различные параметры изображения в таких программах, виджей работает над созданием сложной геометрической формы, практически становясь в каком-то смысле скульптором.

Не так давно новым материалом для виджеинга стали flash-ролики, особенно полюбившиеся им за небольшой объем, легкое воспроизведение, отсутствие требовательности к аппаратным мощностям компьютера. К тому же их полным-полно в Сети, а если нужного не окажется под рукой, то его можно будет создать самостоятельно.

Рабочим пространством виджея является экраны или телевизоры, развешенные в клубе, иногда и то, и другое. Виджей в своей работе может использовать самые разные инструменты, например, несколько DVD-драйвов плюс видеомикшер или компьютер со специальным программным обеспечением.
Главной задачей виджея является визуальное оформление вечеринки и создание определенного настроения у танцующей публики под сет диджея. Посетитель клуба должен чувствовать связь между продуктом деятельности виджея и звучащей музыкой, чтобы не только ощущать себя частью происходящего, но и получать от вечеринки эстетическое удовольствие.

Атмосфера клуба определяется клубной идеологией. В основе этой идеологии лежит то направление музыки, которое пропагандирует клуб. Но существует множество других факторов, создающих неповторимую атмосферу - клуба. Психология человека требует постоянной смены действия. Наш мозг требует новой информации. На помощь приходит видео.
Бытует мнение, что VJ-ing нерентабельное занятие для клубов. Гораздо удобнее и менее затратно крутить на экране Fashion TV или купленные видео-компиляции на DVD, созданные под сеты известных диджеев.
Синтетическое искусство в России ПОКА еще не получило такого развития, как на Западе… Но оно уже рядом…

Doze Studio © 2005
Special thanks for creating and edition to:
Snoop80 (Vj S-80), Manya and Vj Malbred (Spb)